• 03.09.10

    Технологии, которые улучшают не только наше сегодня, но и наше завтра

Ответственность за сохранение окружающей среды и перед обществом всегда были и остаются основополагающими корпоративными  принципами концерна BSH Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH.  За последние 20 лет концерн осуществил ряд масштабных инициатив, направленных на защиту окружающей среды. BSH первым в мире и в России отказался от использования в производстве холодильников соединений, разрушающих озоновый слой Земли.

Экологические инициативы компании были многократно отмечены в мире, а также и в России, где особое доверие потребителей завоевала одна из 4-х  торговых марок концерна, представленных на рынке (Bosch, Siemens, Neff и Gaggenau). В 2010 году  в восьмой раз Bosch получает награду «Марка доверия» и  второй год подряд премию «Марка Доверия. Зеленая планета».

О достижениях компании, эко технологиях и планах на будущее ресурсу «Brand in Green» рассказал Генеральный директор дочернего предприятия концерна в России - ООО  «БСХ Бытовая техника» Ханс-Керстен Хрубеш.

Господин Хрубеш, один из ваших брендов – Bosch - заслуженно уже второй год подряд получает премию журнала Ридерс Дайджест «Марка Доверия. Зеленая планета» в номинации «Крупная бытовая техника». Про эти премии мы писали на страницах нашего ресурса. Какие ещё награды в области охраны окружающей среды компания получала  в Германии и других странах?

Если говорить о премиях и наградах, то придется отмотать пленку на много лет назад и рассказать, как все начиналось.

Одновременно с тем как я пришел работать в 1991 году в центральный офис компании BSH в Мюнхене, был организован департамент, который стал заниматься социально-экологическими проблемами.

В 1992 году концерн впервые опубликовал отчет  «Ответственность за окружающую среду и общество», чтобы информировать общественность о своей деятельности в этой области, впоследствии ставший ежегодным.

В 1993 году мы начали активно развивать производство холодильников, не содержащих озоноразрушающих веществ. В наших приборах отсутствуют фторхлоруглеродосодержащие соединения.

Около 5 лет назад тема социальной ответственности перед окружающей средой официально появилась в миссии и видении компании. Тем самым BSH заявил, что сохраняя энергию и выпуская энергоэффективные приборы, мы заботимся о сохранении окружающей среды и о будущем человечества. Это общественный аспект. Но здесь есть также и социальный аспект, потому что помимо заботы о природных ресурсах, мы сохраняем для наших сотрудников рабочие места.

Тема экологической ответственности, взяв старт в Европе в начале 90-х годов, распространялась по всему миру. Поскольку BSH глобальный концерн с офисами в более чем 40 странах, для нас было важно коммуницировать данную тему везде, где есть представительства. Если говорить о Европе, то здесь BSH - безусловный лидер по производству энергоэффективных бытовых приборов.  То же самое относится и к Китаю.

С того момента, как  тема экологической ответственности стала одной из основных, мы получили множество наград в этой области. В прошлом году BSH был отмечен, как самая стабильно развивающаяся компания в Германии. Несколько наград мы получили в Китае и Бразилии за отсутствие в бытовой технике озоноразрушающих веществ.

 Мировое признание

 Награды BSH за достижения в области охраны окружающей среды говорят сами за себя:

1991 – образование департамента по защите окружающей среды

1992 – первый отчет BSHпо охране окружающей среды

1993 – Ведущая роль в деятельности по прекращению использования хлорфторуглеводородов (ХФУ) в Европе

          - Премия Агентства США по защите окружающей среды (EPA)

1994 – утверждение принципов политики защиты окружающей среды концерна во всем мире и создание системы экологического менеджмента

1995 – принятие решения о внедрении системы экологического менеджмента на всех заводах концерна

1997 – Федерация германской промышленности (BDI) удостаивает группу экологического анализа BSH награды за инновации в области охраны окружающей среды

2000 - Присуждение заводу холодильного оборудования в г. Чань-Джоу (Китай) звания «Высокотехнологического с экологической точки зрения предприятия» от Китайской научной  ассоциации по защите окружающей среды                 

2000 - Признание отчета BSH «Ответственность за окружающую среду и общество»  лучшей  публикацией в своем секторе немецким деловым изданием «Capital»

2002 – Награда Федерации промышленников г. Сан-Пауло, Бразилия (FIESP) за достижения  в области защиты окружающей среды и успехи в выполнении программы "Agenda 21"

2002 - Избрание члена правления BSH д-ра Роберта Куглера менеджером по экологии Всемирным фондом природы Германии и журналом «Capital»

2003 - Национальная премия Министерства окружающей среды Испании )

2004- Экологическая премия Федерального Объединения немецкой промышленности (BDI) в рамках проекта  «Последовательная реализация инновационных технологий и экологических стандартов в производстве холодильного оборудования в Китае»

2004 – Премия Федерации промышленности (FIESP) г. Сан-Пауло, Бразилия за охрану окружающей среды в рамках проектов «Живая вода» и «Экологичный холодильник»

2005 - Присуждение отчету «Ответственность за окружающую среду и общество» за 2003-2004 год первого места в свое отрасли в рейтинге 150 отчетов по стабильному развитию

2006 - Награждения председателя Правления BSH д-ра Курта-Людвига Гутберлета специальной международной премией B.A.U.M. за образцовую многолетнюю деятельность по защите окружающей среды

2008 - BSH Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH признан самой стабильно развивающейся и вносящей наибольший вклад в сохранение окружающей среды компанией в Германии

2010 - Премия за инновационные разработки в области сохранения климата и окружающей среды от Федерального министерства по делам окружающей среды и Федерального союза немецкой промышленности (BDI)

Безусловно, также важными наградами являются для нас и российские премии «Марка доверия» и «Марка Доверия. Зеленая планета». Я работаю не только в России. Много езжу по разным странам и вижу, насколько подобные награды сейчас важны и актуальны, в том числе и для России, чтобы и здесь началось распространение идей по сохранению и бережному отношению к природным ресурсам. Вот почему мы так гордимся этими номинациями.

Меня удивляет, что в самой большой стране в мире, которая занимает 1/6 часть суши, до настоящего момента не были официально введены наклейки энергоэффективности. Я очень приветствую, что с 1 января 2011 года наклейки энергоэффективности будут обязательны для всех электроприборов, продаваемых на территории России.

Однако меня удивляет, почему для этого России понадобилось столько времени. Конечно, мы все знаем, что страна богата природными запасами и ресурсов ещё достаточно. Но все также понимают, что их количество ограничено и невосполнимо. Инициативы в области энергоэффективности, наконец, стали актуальными и в России и, мы надеемся, что они будут одобрены также на законодательном уровне.

Господин Хрубеш, расскажите об энергосберегающих технологиях, используемых при производстве бытовой техники.

В течение всего срока жизни бытовых приборов, начиная с переработки сырья и заканчивая его утилизацией, 90-95% негативного влияния на окружающую среду приходится на время использования прибора в домашнем хозяйстве. Сюда можно отнести потребление воды, электроэнергии, химических веществ и др. Давайте разберем, что дает нам экономия электроэнергии на примере холодильников, хотя тоже самое касается и наших стиральных машин.

В 2008 году было проведено исследование, которое показало, что в России 42% холодильников старше 10 лет. Если проценты перевести в количество – это 25 млн штук. Общее количество домохозяйств в России – 55 млн. Исходя из этих данных, 25 млн холодильников старше 10 лет потребляют почти 24 млрд  кВтч/год. Если перевести эту цифру в эквивалент углекислого газа, получится около 4 млн т СО2/год.

Замена старых приборов на новые обладает высоким энергосберегающим  потенциалом. Если старые холодильники заменить на новые класса энергоэффективности «А+», например, холодильники марки Bosch, которые наша компания производит в Санкт-Петербурге, мы смогли бы сэкономить около 10% годового потребления электроэнергии всех домохозяйств, которые существуют в России. Население России составляет около 140 млн человек, а в одной только Москве проживает 14 млн человек. Эти цифры наглядно демонстрируют нам, что экономия электроэнергии будет эквивалентна энергопотреблению такого города как Москва. Сэкономленные деньги можно инвестировать в развитие таких сфер, как образование, медицинское обслуживание, повышение зарплат бюджетникам, пенсий – пенсионерам.

А есть ли информация, сколько в Москве холодильников старше 10 лет?

Такой информации нет. Но в России существует такая тенденция, что старые холодильники из квартир перемещаются на дачи, и в таком случае эта цифра будет только увеличиваться. Экономия составляет 12,6 гВтч/год, что соответствует выработке электроэнергии, производимой 2 атомными электростанциями. И это учитывая тот факт, что мы говорим только о потреблении энергии 10% домохозяйств России в год или всеми домохозяйствами Москвы.

Поэтому наша компания активно поддерживает инициативы по экономии электроэнергии, в том числе и обязательный ввод наклейки энергоэффективности. Однако я бы пошел дальше и предложил наложить запрет на продажу холодильников, энергоэффективность которых меньше определенного класса. Здесь мы, как компания-производитель энергоэффективных бытовых приборов, в России это, прежде всего, холодильники, имеем свои конкурентные преимущества: все наши приборы, производящиеся в любой стране, имеют класс энергоэффективности не менее «А+».

Если я могу сейчас на страницах вашего ресурса выразить свои пожелания, я бы хотел, чтобы правительство России озаботилось проблемой сохранения энергии в плане бытовой техники также, как недавно была поднята тема замены ламп накаливания на энергосберегающие.

Почему энергоэффективные бытовые приборы стоят дороже?

Да, сохранять электроэнергию – это не дешево. Энергоэффективные технологии – дорогие технологии, потому что в стоимость энергоэффективных моделей холодильников включены различные дорогостоящие компоненты, компрессоры нескольких видов, используется другой вид запенивания компрессоров. Если рассматривать стиральные машины, то в них используются насосы специальной конструкции, инновационная электроника.

Во многих странах, Бразилии, Италии, Испании, существуют программы, когда производитель электроэнергии выходит с предложением к государству. Цель подобных программ в субсидировании покупки более энергоэффективных приборов населением. Как пример, можно привести действующую сейчас в России программу по утилизации старых автомобилей. Сдавая старый автомобиль, автовладелец получает сертификат на покупку новой машины – 50 000 рублей. 

Подобные программы, введенные на государственном уровне, будут работать и для покупки бытовой техники. Но в таких программах должны быть заинтересованы все: общество, государство, производители техники и производители энергии. Только вместе мы сможем чего-то добиться.

На представленном ниже графике видно, как в Европе развивались продажи приборов разных классов энергоэффективности – A, B, C, D. За основу брались 10 самых крупных европейских стран. Очень большой прогресс произошел за всего-то несколько лет. По России таких данных, к сожалению, нет, но можно предположить, что Россия сейчас где-то между 2002 и 2003 годом. Все холодильники российских производителей имеют класс энергоэффективности «B».

Используете ли Вы инструменты экологического маркетинга для продвижения продуктов компании?

Да, у нас есть несколько маркетинговых кампаний, с помощью которых мы рассказываем потребителю, что выгоднее пользоваться энергоэффективной бытовой техникой.

С начала сентября по всей России в торговых сетях и наружной рекламе стартовала рекламная кампания, в рамках которой используется инсталляция с холодильником, акцент делается на весь продуктовый ряд холодильников Bosch.

На вашей технике, в информационных материалах и на сайте, присутствует знак «Green Technology inside». Расскажите подробнее об этой инициативе.

Два года назад в Германии стартовала маркетинговая кампания «Зеленые технологии внутри». Этот знак нанесен на те приборы, которые благодаря инновационным технологиям при максимальной производительности являются особо экономичными с точки зрения потребления энергии и природных ресурсов и – как вся продукция БСХ – изготовлены с учетом экологических критериев. Этот знак «Green Technology inside» - означает энергоэффективность и стабильное развитие наших продуктов. Например, во всем мире наклейка с этим знаком присутствует на холодильниках класса энергоэффективности «А++», для России это будет «А+». В следующем году мы будем активно коммуницировать эту тему в России.

Действуют ли в Вашей компании программа «Зеленый офис»?

Как таковой программы нет, но все представительства концерна и компании к нему относящиеся (их более 60) стараются экономить ресурсы и соответствовать экологическим нормам.   

На наших заводах (их 41) тоже появляются нововведения, которые помогают максимально перерабатывать и вторично использовать отходы производства, например, отопление стружками и т.д.

В нашем московском офисе солнечных батарей пока нет, но крыша выполнена из стекла и это помогает экономить энергию, используя естественное освещение.

Проводится ли обучение и информирование сотрудников по вопросам экологической ответственности?

Ежегодно мы публикуем отчет о действиях нашей компании по защите окружающей среды. Новости мы рассылаем по электронной почте,  публикуем в интранете и нашем корпоративном журнале, поэтому сотрудники всегда в курсе всего происходящего в этой области.

Также наша компания участвует в различных общественных мероприятиях, таких, например, как Московский Экофестиваль в Лужниках, посвященный Дню эколога. У нас есть  сотрудник, отвечающий за направление энергоэффективности.

Сотрудничаете ли Вы с какими-то компаниями в целях продвижения темы энергоэффективности и социальной ответственности?

Мы сотрудничаем с Мосэнергосбытом. В шоу-руме, где у них проходит обучение для домохозяек и школьников, стоят наши энергоэффективные приборы. На примере такой техники специалисты наглядно демонстрируют, как и сколько можно сэкономить.

Также у нас планируются следующие совместные проекты – центр энергоэффективности в городе Мытищи, а также в Барнауле и Тамбове.

В рамках Ассоциации Европейского Бизнеса мы принимаем участие в деятельности рабочих групп по энергоэффективности и производителей бытовой техники.

Как вы считаете, сколько лет понадобится России, чтобы грин маркетинг и экологическая ответственность компаний стали неотъемлемой частью политики российского бизнеса?

Два года назад на конференции, посвященной маркетингу и сбыту, руководителем отдела маркетинга был сделан доклад на тему экологической ответственности. Но аудитория, наши торговые представители и сотрудники, встретили его прохладно и по большому счету не поняли, почему была поднята эта тема.

Примерно в тоже время в Москве состоялась первая конференция, посвященная энергоэффективности. Участников было около 10 человек. Недавно наша компания снова участвовала в подобной конференции, и количество участников достигло уже 40-50 человек.

Поэтому сложно сказать, сколько времени понадобится, но сейчас тема энергоэффективности и социальной ответственности стала подниматься на государственном уровне. Очень хочется надеяться, что с каждым годом она будет становиться все актуальнее.

Основной раздел - эко политика

 

Вернуться к списку