• 03.08.11

    Гринвошинг рождается в отделе маркетинга?

Действительно ли это так? Мы решили начать  наши рассуждения с обзора тенденций западного рынка, поскольку гринвошинг появился именно там. Некоторое время назад в американских интернет-сообществах зеленого или экологически ответственного бизнеса появились интригующие заявления о том, что если зеленая инициатива не является частью постоянной стратегии компании, а разработана в отделе маркетинга, то – это гринвошинг.

Подобные заявления негативно влияют на формирование зеленого направления в бизнесе. Сталкиваясь с такой информацией, представители компаний начинают задумываться, а надо ли им включаться в эту зеленую гонку, которая для кого-то является просто «игрой в экологию». Но наблюдая за появлением экологических инициатив у нескольких крупных международных компаний, ведущих деятельность на территории России, мы видим честную и искреннюю заботу о состоянии окружающей среды, желание внести вклад в улучшение мира вокруг.

Кстати, о PR, благодаря «заботе об экологии», речь тоже не идет. О некоторых инициативах мы узнали совершенно случайно от сотрудников компании. Никакой информации о проведенных экомероприятиях не было ни на сайте, ни в СМИ. И большинство таких инициатив разрабатывается именно в отделе маркетинга. Поэтому  гринвошинг не является и никогда не будет одной из маркетинговых стратегий компаний.

Да, вы скажете, что зеленые инициативы проводят только зарубежные компании. Действительно, нам ещё очень далеко в зеленом направлении до других стран, но у нас есть возможность учиться на их опыте и их кейсах. И придумывать что-то новое.

Возможен ли гринвошинг в нашей российской действительности? В течение последнего года все мы стали свидетелями быстрого роста популярности эко стиля жизни. Не только зарубежные, но и российские компании стали заявлять о своих экологических инициативах. На полках магазинов появляется все больше продуктов с приставками био, эко, органик. Все стремятся быть зелеными. Но получается ли это у компаний? Кто-то действительно выбирает четкий курс на экологичность и следует зеленому во всем, от  эко сертифицированных товаров до зеленого офиса со всеми необходимыми системами учета расхода воды, электричества, бумаги и т.д.А кто-то просто пытается быть в потоке…

О гринвошинге «чистой воды» в нашей стране говорить сложно… Его просто нет. Почему? Многие довольно крупные компании не знают, что такое гринвошинг. А некоторые даже не слышали об экологическом маркетинге. Так откуда же в таком случае может появиться гринвошинг?

Кто-то заявляет, что проводимые в нашей стране экологические инициативы компаний – это все гринвошинг. Что же получается, если компания за короткий срок не может стать полностью зеленой (а это довольно долгий и  сложный процесс), то ей лучше не делать ничего вовсе? Возможно, для кого-то это «хорошая» позиция не замечать вокруг себя тенденции экологичности. Но когда-то же надо начинать?

В нашей стране в качестве гринвошинга можно назвать некоторые «экологические» инициативы компаний. Они стараются сделать что-то хорошее и экологичное, но закрывают глаза на первоочередные задачи и важные проблемы.

Например, некоторые торговые сети (во-первых, не хочется перечислять этот  список, иначе он может оказаться слишком длинным, во-вторых, каждый из нас сталкивался с этой проблемой ежедневно и знает, о ком идет речь) продают просроченные продукты. Их даже не надо искать. Все на виду: гнилые фрукты и овощи, просроченные молочные и мясные продукты и так далее.

Так о каких экологических инициативах по защите окружающей среды можно говорить, если магазин не выполняет даже самые элементарные требования и не может предоставить покупателям продукты соответствующего качества? Когда продукты становятся опасными для здоровья и даже жизни человека, о какой экологии может идти речь? И насколько уместна в таком случае экологическая инициатива торговых сетей по использованию эко-пакетов? Может ли торговая сеть позиционироваться, как экологически ответственная, внедрять зеленые инициативы, открыто продавая испорченные продукты? Интересная получается инициатива – эко-пакеты для просроченных продуктов?

И все-таки, по нашему мнению, коммерческим компаниям с чего-то надо начинать… Постепенно рынок должен включать, а не исключать экологическую составляющую.  Участие в небольшой экологической акции может стать началом экологически ответственного бизнеса. Как и на Западе, у представителей бизнеса в России должно сформироваться понимание, что если экономика и экология не объединены, то значит, у компании – серьезная проблема. Может тогда экологический маркетинг – станет действительно экологическим?

Материал из цикла экологическая ответственность

 

Вернуться к списку