• 29.06.11

    Все, что вы хотели знать о Велоночи!

Велоночь – новый тип интеллектуальной инициативы, актуальность которой поддержана приглашениями от мэрий Рима, Парижа, Вены, дирекции престижного смотра мировой Архитектуры – фестиваля London Festival of Architecture. Велоночь – уникальное мероприятие, на котором под открытым небом ночных городов происходит встреча с архитектурой, историей и природой. Причем все участники в ходе мероприятия используют только самый экологичный вид транспорта -  велосипед. Накануне мероприятия мы встретились с Сергеем Никитиным, историком архитектуры, основателем и организатором проекта «Москультпрог» и Велоночи.

Как появилась идея Архитектурной Велоночи и почему для проведения мероприятия выбрано ночное время?

Идея проведения Велоночи появилась в 2006 году. А время проведения - ночь - было выбрано из-за летнего сумеречного света над Москвой, который бывает в конце июня – начале июля. Я очень люблю летний ночной свет над городом. Мне показалось, что это освещение способствует особенному восприятию архитектуры и истории.

Первый экспериментальный заезд - Первая Велоночь была  посвящена памяти Константина Мельникова. Сначала мы открыли мемориальную доску на доме, в котором жил архитектор в 1920-х годах, а потом отправились на ночную велопрогулку.

А в этом году мы открыли уже пятый сезон, который включает три большие Велоночи:  в Москве 2-3 июля, в Санкт-Петербурге 15-17 июля, в Нью-Йорке, где пройдет недельный фестиваль Велоночи с 30 сентября по 6 октября.

На мероприятия в других городах приезжают в основном местные жители?

Часть людей приезжает из Москвы и других городов, но основу составляет местное население. Архитектура - это сердце нашего проекта. И мы не хотим, чтобы он стал исключительно туристическим. Велоночь - проект созерцательный, гедонистический, связанный с получением удовольствия от ландшафта, от местности,  от пейзажа, и интересно здесь работать с местными жителями.

Каждая Велоночь посвящена какой-то теме. Чему будут посвящены предстоящие мероприятия, и каким образом вы составлете маршрут?

Все наши маршруты  связаны с визуальными удовольствиями, получаемыми от просмотра художественных памятников.

В Москве Велоночь пройдет по Ленинградскому проспекту – это  магистраль спорта и развлечений. Тематика V Московской Велоночи: спорт в России. Екатерина в Москве. Петровский путевой дворец. История русского воздухоплавания и космонавтики. Повседневная жизнь города в ХХ веке. Булгаковская Москва.

В Питере мы будем проводить – Петроградскую Велоночь. Маршрут проложен по самым красивым с точки зрения архитектуры местам города, Петроградской стороне. И мероприятие будет проходить в чудесное время, когда в Питере белые ночи. Честно скажу, очень хочется поехать в Питер на Велоночь!

В анонсе Велоночи написано, что первая велодорожка была на Ленинградском проспекте?

Да, в этом году мы с этого начинали нашу тему, поэтому велосипед  снова возвращается на Ленинградский проспект. Дело в том, что Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе до революции  - это очень модные прогулочные и увеселительные места.  Тенденция сохранилась и в советское время. Ни на одном проспекте в Москве нет такого количества общественных мест, где происходили значимые культурно-массовые и спортивные мероприятия. Тут расположен ипподром, стадион «Юных пионеров»,  стадион «Динамо», «ЦСКА», Речной вокзал с парком. И это только самые известные объекты. Все остальные проспекты либо жилые, либо монументальные, либо промышленные. А Ленинградский проспект -  он весь про спорт,  про движение.

Какой возраст аудитории, участвующей в мероприятиях?

Что касается велосипедных мероприятий, тот тут возраст 18-30 лет, но тенденция такова, что все больше людей стало кататься на велосипедах, и возрастной предел постепенно расширяется. При подготовке к питерской велоночи, я  узнал, что Валентина Матвиенко катается на велосипеде на даче.

Она планирует принять участие в Велоночи в Санкт-Петербурге?

Валентину Ивановну пригласил участвовать итальянский посол.  А он сам лично планирует учувствовать в Велоночи вместе со всей своей семьёй.

В каких городах вы уже проводили велоночь?

В мае 2010 года мы провели Первую Римскую Велоночь, которая прошла на трех языках – итальянском, русском и английском. Основной темой мероприятия была современная архитектура Рима.

Почему вы начали с Италии?

Узнав о нашем мероприятии в Москве, итальянцы предложили провести Велоночь  в Риме, поскольку там есть, что посмотреть и о чем рассказать. Итальянское посольство и многие люди из Италии помогали нам организовывать мероприятие. Благодаря их помощи нам удалось все подготовить за год.

Сколько человек приехало на Римскую Велоночь из Москвы?

Довольно много. Около 200 человек. И примерно 300 итальянцев.

Как отличается аудитория, которая посещает данное мероприятие в Москве по сравнению с итальянской?

Если сравнивать людей,  которые участвовали в Велоночи в Москве и в Риме, то в Риме было много иногородних. Люди специально приезжали в Рим из Милана, с Сицилии,  с Сардинии. На протяжении всей поездки ко мне подъезжали участники  и просили провести Велоночь в их городах. Я был поражен тому количеству человек, которые съехались со всей Италии на мероприятие. О нашем мероприятии знали многие, так как нас поддержала крупнейшая итальянская радиостанция, и после нескольких передач мы стали достаточно знамениты.

Чем отличается процесс организации у нас и в Европе? Где легче организовывать, согласовывать? Где больше содействуют?

Города Европы к подобным мероприятиям привыкли, поэтому там это все организовать проще. Я думаю, что со временем и у нас будет также.

С каждым годом  аудитория  мероприятия увеличивается?

Да, в прошлом году мы закрыли регистрацию за неделю до мероприятия на 860-м человеке, а на велоночь приехало 2500 человек. В этом году мы закрыли регистрацию за 2 недели, потому что  достигли максимума участников - 2000 человек. Желающих, конечно, больше. Но принять к участию большее количество человек мы не можем – такой группе попросту негде остановиться. Кроме того, если участников слишком много, мы просто не можем гарантировать, что они увидят то, о чем рассказывают и что нужно увидеть в данный момент времени.  На первую встречу велоночи пришло 100 человек. Сейчас некоторые из моих друзей с ностальгией вспоминают эти дни.

Среди участников Велоночи, кого больше – поклонников велосипеда или архитектуры?

Наша средняя скорость движения 6 км/ч, поэтому поклонникам быстрой езды на велоночи вряд ли будет интересно. Основная аудитория нашего мероприятия люди, которые хотят получить удовольствие от катания по городу с интересным сюжетом, с интересными рассказами историков и архитекторов. Мы  всегда собираем сильную авторитетную компанию экспертов, которые рассказывают о тех или иных остановках. В Москве среди рассказчиков, которые будут рассказывать  про Ленинградский проспект, будет  ведущий российский историк архитектуры  Наталья Броновицкая, которая сейчас готовит книжную сенсацию – двухтомник, посвященный современной архитектуре и градостроительству Москвы.  Писатель Владимир Войнович, который долгие годы жил на станции метро «Аэропорт». Ольга Елисеева - ведущий историк,  она занимается 18 веком, Екатерининским временим.

Участники велоночи погружаются в разные эпизоды истории, и все эти эпизоды имеют не только московское,  но и национальное звучание.  Потому что  в районе аэропорта жили ведущие писатели России в 60-70-х годах, и не только московские. Первые 20 лет своего существования стадион «Динамо» был главным стадионом страны. На нём проходило  большое количество международных матчей, где выступала сборная СССР. К сожалению, из-за большого количества участников мы не можем рассказывать о каких-то очень интересных мелочах – участники этого просто не увидят.

А как автомобилисты реагируют на ваше мероприятие?

В прошлом году сотрудники ГИБДД Восточного округа,  которые сопровождали нас по всему нашему маршруту по Измайлово и перекрывали Щелковское шоссе, с радостью в голосе в два часа ночи говорили в рупор:  «Автомобилисты, прижмитесь к обочине!  Вы же видите - едут велосипедисты!»

Сколько километров вы обычно проезжаете за Велоночь?

Средняя длина нашего маршрута 20 км. В случае с городом без подъёмов и спусков, вроде Петербурга,  это очень маленькое расстояние. Когда мы проводили велоночь на юго-западе Москвы, многим 20 км дались очень тяжело.

Они съезжали с маршрута?

Нет, но шли домой пешком. Около метро «Профсоюзная» есть большой подъем - Теплостанская возвышенность. Но там мы все спроектировали правильно – по этой возвышенности мы только спускались.

А сколько будет длиться Велоночь в Москве?

Всю ночь до рассвета с 00:00 до 4:30 и закончится у канала  им. Москвы.

А есть ли какие-то похожие мероприятия или ваше мероприятие уникально?

Похожие мероприятия есть, но наше уникально как по идее, так и по статусу. Нас приглашают делать это мероприятие за рубеж. Два года назад пригласили провести Велоночь в рамках Лондонского фестиваля архитектуры, а на сегодняшний момент это самый престижный смотр архитектуры в мире. Так что в следующем, 2012 году мы планируем показывать Олимпийский Лондон в первую ночь Лондонского фестиваля архитектуры - ровно за месяц до открытия Олимпийских игр.

В каких ещё странах планируете проводить мероприятие в ближайшие 5 лет?

Нас пригласили в несколько городов: Пекин, Вена, Париж, Берлин, Милан, Флоренция, Екатеринбург.

Мероприятие очень интересное и неудивительно, что аудитория с каждым годом растет. Вы не планируете проводить это мероприятие чаще?

Для нас Велоночь – это событие магическое и волшебное. А с увеличением количества повторов пропадет волшебство - волшебство этой большой встречи под открытым небом с историей, архитектурой и природой. Поэтому мне кажется, что 3 Велоночи в год  – этого вполне достаточно!

 

Вернуться к списку