Вы когда-нибудь задумывались, что каждый раз приходя из магазина, мы вместе с продуктами приносим домой множество ненужных вещей: полиэтиленовые пакеты, упаковки, тару, которые почти сразу же оказываются в мусорном ведре. По данным Гринпис
Гринпис изучил, какой объем «ненужных» товаров предлагают магазины, и составил рейтинг экологичности 10 российских розничных торговых сетей. Рейтинг был составлен на основе анализа вклада супермаркетов в создание и решение проблемы отходов и дал старт новой кампании «Зеленый супермаркет». Основной целью проекта является сокращение упаковочных отходов, которые создают сами магазины, и организация приема у покупателей раздельно собранной упаковки для отправки на переработку.
«К сожалению, государство устранилось от решения проблемы отходов. Поэтому чтобы не превратить страну в одну большую свалку, необходимо, чтобы не только общество, но и бизнес взяли на себя задачу по решению этой проблемы. Так как сейчас магазин — это место, которое продает конечному потребителю огромное количество мусора, то и решение проблемы должно начинаться с магазина. Мы считаем, что предприятия розничной торговли могут и должны участвовать в решении «мусорного» вопроса и предоставлять потребителям возможность предотвращения образования отходов», — говорит руководитель проекта по эффективному использованию ресурсов Игорь Бабанин
Первый рейтинг «Зеленый супермаркет» был составлен представителями Гринпис, которые побывали в магазинах различных торговых сетей и оценили их по 20 критериям: уменьшение или увеличение упаковки, бесплатные пластиковые пакеты на кассе, использование многоразовых сумок, программа утилизации тары и упаковки, возможность приобретения развесных товаров в упаковку покупателя и др.
При составлении второй версии рейтинга учитывалось мнение покупателей со всей России. Стоит также отметить, что результаты исследования экологичности магазинов отправлялись руководству торговых сетей для комментариев.
Каждому из критериев присваивались положительные или отрицательные баллы. Абсолютный минимум -31 балл, абсолютный максимум +100 баллов.
9 из 10 крупнейших торговых сетей находятся ниже нулевого значения.
Максимальное количество баллов (+3) набрала сеть «Лента» в связи с тем, что во время посещения на её территории были установлены экспериментальные пункты приема стеклотары.
Последнее место рейтинга заняла торговая сеть «Ашан», набрав -21 балл. На это повлияли такие факторы, как упаковка сумок в пакеты при входе, раздача бесплатных одноразовых пакетов, навязчивое предложение на кассе купить пакет и другие.
Чтобы стать «Зеленым супермаркетом» магазинам необходимо:
- Отказаться от бесплатных полиэтиленовых пакетов;
- Организовать пункт приема упаковки;
- Отдавать предпочтение товарам без лишней обертки;
- Поощрять покупателей с собственными сумками, пакетами и контейнерами;
- Включить в ассортимент товары из вторсырья;
- Продавать товары в упаковке большего объема.
Гринпис будет следить за исполнением экологических рекомендаций и регулярно обновлять версию рейтинга.
Как показал опрос, проведенный на сайте Гринпис, более 17 000 человек уже сейчас готовы сортировать бытовые отходы и приносить их в супермаркеты, если там будут установлены контейнеры для сбора вторсырья.
Посетителям сайта было предложено указать, какой бытовой мусор они готовы приносить в пункты сбора в супермаркетах для дальнейшей утилизации. Среди предложенных вариантов были: бумага, пластиковая тара, стекло, алюминий, металл, полиэтиленовые пакеты.
14 000 респондентов готовы возвращать пластиковую тару, 13 000 человек – полиэтиленовые пакеты, и по 12 000 человек выбрали возврат бумажных и стеклянных отходов.