В феврале 2010 года международным проектом по раскрытию данных о выбросах парниковых газов (The Carbon Disclosure Project - CDP) был сделан официальный запрос крупнейшим компаниям мира с целью сбора информации об «углеродном следе» бизнеса CDP 2010.
В рамках данного опроса информацию предоставили 3050 компаний из 4700 опрошенных в разных странах мира. 50 российских компаний также участвовали в этом опросе, но большинство предпочли не раскрывать данную информацию. По сравнению с прошлым годом количество полученных ответов уменьшилось с 6 до 5.
У крупнейших международных компаний лидерами по раскрытию информации и управлению выбросами стали компании Siemens, Deutsche Post, BASF, Bayer, Samsung Electronics, Lafarge, News Corporation, Philips Electronics, National Australia Bank, Praxair, Reckitt Benckiser, Royal Bank of Scotland Group. Представители CDP также отмечают ежегодное увеличение количества экологически ответственных корпораций, предоставляющих данные о выбросах.
Как уже упоминалось ранее, среди российских компаний информацию раскрыли только 5 компаний: Газпром, Лукойл, НОВАТЭК, ОГК-4 и Сургутнефтегаз. 8 компаний официально отказались от участия в опросе: ВТБ Банк, Гапромнефть, МобильныеТелеСистемы (МТС), Норильский никель, Роснефть, РусГидро, Сбербанк России и Татнефть. Остальные 37 компаний проигнорировали запрос CDP. По сравнению с другими странами, Россия занимает одно из последних мест по количеству ответивших. Из-за маленькой выборки CDP не стали присваивать российским кампаниям оценку в рейтингах по раскрытию информации о выбросах и управлению выбросами.
«Мировая экономика, включая финансовые институты, все больше глобализируется. Нежелание российских компаний, в первую очередь, государственных, учитывать глобальные тенденции перехода к низкоуглеродной модели экономики грозит высокими рисками для экономического развития России в среднесрочной перспективе», - считает директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук Евгений Шварц, cообщается на сайте WWF, который является информационным партнером CDP в России.
Также Евгений Шварц считает, что отказ госкомпаниями раскрывать для инвесторов информацию об эмиссии парниковых газов, например, в случае с «Роснефтью» и «Газпромнефтью» вызван желанием скрыть невыполнение ими задачи по 95%-ной утилизации нефтяных попутных газов, поставленной Президентом.
По мнению WWF, с каждым годом спрос на прозрачную информацию о выбросах парниковых газов будет только увеличиваться как в мире, так и в России. В нашей стране этому будут способствовать усилия Президента по повышению энергоэффективности российской экономики на 40% к 2020 году. Экологические параметры компании будут также учитываться при госзакупках.
Информация о выбросах парниковых газов влияет на принятие решений крупнейшими инвесторами. Среди инвесторов-подписчиков CDP - Allianz Group, Barclays, Calvert Group, HSBC, JP Morgan, Mitsubishi UFJ Financial Group и т.д. Всего же о 534 финансово-кредитных организаций с активами более US$64 триллионов.
«В этой связи непонятно нежелание российских компаний подключаться к опросу CDP. Мы надеемся, что в отчете CDP - 2011 будет не только большее число крупнейших российских компаний – эмитентов парниковых газов, но и первые российские инвесторы, запрашивающие такую информацию для принятия своих инвестиционных решений», - комментирует Евгений Шварц.